Главная
 
Свой ПутьСреда, 16.07.2025, 00:31



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню

Форма входа

Категории раздела
Экстрасенсорика, биоэнергетика, парапсихология [1]
Эзотерика [1]
Мистика и магия [1]
Астрология и нумерология [1]
Хиромантия [1]
Алхимия [1]
НЛО, Необычные существа [3]
инопланетяне, бигфут, чупакабра, русалки, оборотни, вампиры, домовые и др.

Поиск

Главная » Статьи » Сверхъестественное » Эзотерика

Эзотерика, термины
Эзотерика (от греческого слова "еsoterikos" - скрытый, внутренний) - это тайные, скрытые знания. Древние Эзотерические Знания - так называется всё то, что веками собиралось и хранилось у разных народов, передавалось из поколения в поколение, терялось и возникало вновь. Это вековая мудрость, понимание самого себя и знание жизни.
    Эзотерика - это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого. Каждый человек несет в себе тайну.
Эзотерический — тайный, сокровенный, в противоположность экзотерическому — явному, открытому для всех.
   С точки зрения Эзотерики, науковедение и богословие суть взаимовлияющие и взаимопроникающие сферы.
   Слово "Эзотерика" окончательно прижилось после Второй мировой войны как термин, заменивший два аналогичных и, в общем, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: герметизм и оккультизм. Все три термина в конечном счете обозначают одно и то же: в философском плане — определенный взгляд на мир, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане — совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.
   Эзотеризм появился на свет как "внутренняя" часть многих религий. Он постулирует, что Вселенная устроена намного сложнее, чем это кажется на первый взгляд — кроме видимого, известного нам мира, существует другой, невидимый, который в не меньшей степени влияет на происходящее вокруг. И человек должен учитывать это, соотнося свое поведение с определенными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, служили причиной возникновения всех мировых религий.
   Одним из основополагающих моментов Эзотерики является то, что вся Вселенная живет по одним общим законам и все во Вселенной взаимосвязано. Эта связь осуществляется за счет энергии, наполняющей и пронизывающей собой все миры. Когда человек в процессе жизни совершает какие-то действия, он тем самым влияет на окружающий мир. Причем к действиям относится не только то, что человек совершает в материальном мире, но также мысли, эмоции, желания, настроения, которые наделены особыми видами энергии и несут в себе информацию. Когда сознание производит их, оно совершает действия в других пространственных планах, следствием чего является влияние на внешний мир и на дальнейшую судьбу человека. От этого мир немного изменяется и, в свою очередь, воздействует на человека, меняет обстоятельства его жизни. Человек конкретными действиями сам определяет, программирует свое будущее. Некоторые действия незамедлительно сказываются на судьбе, другие — через много лет, а есть и такие, которые влияют только на будущие жизни (см. Карма; Сансара; Инкарнация; Реинкарнация; Метемпсихоза; Перевоплощение).
   Эзотерика складывался в качестве обобщенного синтезированного учения о мире (и человеке в нем), как о некоем едином пространстве, устроенном и живущем по единым законам, где познанное и непознанное, макрокосмос и микрокосмос требуют единого подхода к изучению.
   Эзотеризм формировался как учение, позволяющее познать "внутреннюю сущность" вещей и явлений в их скрытой взаимосвязи и конечном предназначении; как учение, приближающее нас к понимаю Истины, Мудрости, Разума и Любви; как учение, доказывающее факт всеприсутствия божественного начала. Эзотерика постулирует, что до тех пор, пока человек живет в неведении относительно действующих Вселенских (а значит и Земных, и Человеческих) законов, он невольно будет их нарушать, и, как следствие, иметь все то, что он имеет сегодня в избытке: болезни, страдание, ненависть, войны и т.д.
   Для приверженца Эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, базирующиеся на определенных религиозных догмах и правилах. При этом эзотерики, мистики благодаря непосредственному переживанию познают глубочайшие истины. Предполагается, что им удается напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека не вследствие слепой веры, а посредством собственного опыта. Поэтому между настоящими эзотериками, даже принадлежащими к различным традициям и школам, никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, — мистический опыт зависит от фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени. Догматическая неортодоксальность есть важнейший признак Эзотерики.





Карма
   Согласно оккультному и метафизическому определению карма означает "причину и следствие", в частности те из них, которые выстроены нашими мыслями и действиями. Иными словами, мы сами создаем свою жизнь. Это значит, что мы были, есть и всегда будем полностью ответственны за все, что происходит в нашей жизни.
   Если создается впечатление, будто что-то случается с нами, значит, мы сами, сознательно или бессознательно, решили относиться к своей жизни таким образом. Обычно этот выбор бессознателен. Мы просто согласились с общепринятой точкой зрения на происходящие в мире процессы. Согласно этой точке зрения все, что "случается" с людьми, обусловлено действием некоей внешней силы - Бога, судьбы, обстоятельств, везения, случая и т.д.
   Если мы сами однажды выбрали точку зрения, согласно которой мы живем, то мы можем так же легко эту точку зрения изменить. Но на этот раз наш выбор должен быть сознательным. В любом случае, новый выбор обозначает сдвиг восприятия.
   С точки зрения кармы, случайностей и совпадений не бывает. Никто нам ничего не делает, если мы ему этого не позволяем (или не поощряем). Люди не приходят в нашу жизнь случайно. Мы притягиваем их к себе, приглашаем в свою жизнь либо прямо( "Давай пообедаем вместе", "Не будем терять друг друга из виду", "Выходи за меня замуж"), либо косвенно, создавая условия, которые стимулируют и питают привычные нам взаимоотношения, складывающиеся у нас с другими людьми. Но, безусловно, у людей, которые встречаются нам в жизни, тоже есть своя карма, и если люди решают нас покинуть, мы не можем их остановить, а если они решают остаться, то тем самым делают свой вклад в кармическое взаимодействие. Если карма двух людей "переплетается", то их взаомоотношения складываются довольно быстро.
    Некоторые события могут казаться случайными, но при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что сами подготовили для них почву. Мы либо сами создаем каждый случай, либо притягиваем его к себе, либо участвуем в его подготовке. Совпадения тоже никогда не бывают случайными. Как говорит Юнг, они "значимы"(т.е за каждым совпадением стоит некий глубинный смысл).
    Ваш выбор - причина. Следствие - результат этого выбора. Выбор в данном случае - это синоним слов "причина" или "создание".
    Карма по своей природе аккумулятивна, в том смысле, что причины и следствия накапливаются и действуют совокупно. Вы уже накопили много кармы, и этим определяется доступный для вас выбор. Конечно, когда вы работаете с кармой сознательно, вы можете просто выйти за пределы наиболее доступных вариантов выбора. Для того, чтобы преодолеть и трансформировать карму в более значительных масштабах, нужно понять концепцию реинкарнации.
    Многие пословицы и поговорки представляют собой именно жемчужины кармической мудрости:"Что посеешь, то и пожнешь", "Не плюй в колодец - пригодится", "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет" и т.д.




Сансара, точнее — самсара (санскр. samsara
«переход, череда перерождений, жизнь») — круговорот
рождения и смерти, одно из основных понятий в
индийской философии: душа, тонущая в «океане
сансары», стремится к освобождению (мокше) и
избавлению от результатов своих прошлых действий
(кармы), которые являются частью «сети сансары».
Тоже, что и Реинкарнация.




Реинкарнация (инд. "сансара", греч. "метемпсихоза"
— переселение душ, перевоплощение) — религиозно-
философская доктрина, согласно которой бессмертная
сущность живого существа (в некоторых вариациях —
только людей) перевоплощается снова и снова из
одного тела в другое. Эту бессмертную сущность
часто называют духом или душой, «божественной
искрой», «высшим» или «истинным Я». Согласно
подобным верованиям, в каждой жизни развивается
новая личность индивидуума в физическом мире, но
одновременно определённая часть «Я» индивидуума
остаётся неизменной, переходя из тела в тело в
череде перевоплощений. Также существуют
представления о том, что цепь перевоплощений имеет
некоторую цель и душа в ней претерпевает эволюцию.
Представление о переселении душ присуще ряду
религиозных систем, а также встречается в отрыве от
какой-то религиозной системы (в личном мировоззрении).
    Первые классические упоминания о Реинкарнации
встречаются в конце первого тысячелетия до н.э. в
Упанишадах. Учение о Реинкарнации реализовалось в
трех главных формах. Согласно текстам Упанишад, в
мире наличествует только Бог, нет никого, кроме
Него, включая и человека. Бог попеременно рождает и
поглощает мироздание. Перевоплощается таким образом собственно не человек, а Брахман, Единое
Божественное. Любой индивид — его протуберанец и
одновременно ему единосущен.
    В конце 19 в. формируется эволюционистская
теософская модель учения о Реинкарнации. Это учение
отвергает буддийский пессимизм и фундируется на
ценностях прогрессизма и научного оптимизма этого
столетия.
   Доктрина реинкарнации является центральным
положением в большинстве индийских религий, таких
как индуизм (включая такие его направления как
йога, вайшнавизм, и шиваизм), джайнизм, и сикхизм.
Идея переселения душ также принималась некоторыми
древнегреческими философами, такими как Сократ,
Пифагор и Платон. Вера в реинкарнацию присуща
некоторым современным языческим традициям,
движениям нью-эйдж, а также принимается
последователями спиритизма, некоторыми африканскими традициями, и приверженцами таких эзотерических философий, как каббала, суфизм, гностицизм и эзотерическое христианство.
    Буддийская концепция череды перерождений, хотя
и часто называется «реинкарнацией», значительно
отличается от традиций, основанных на индуизме и от
движений нью-эйдж, тем, что в ней не существует «Я»
или вечной души, которая бы перевоплощалась.
Буддийская концепция постулирует то, что личности
нет. Она — лишь сумма некоторых элементов, которые
перманентно существуют, но личность как таковая
исчезает. Перевоплощаются в строгом смысле (по
замечанию буддолога О.Розенберга) не личности, а
"дхармы" (элементы безначального и безличного
психофизического жизненного процесса), некогда
утратившие состояние покоя. Зло, сотворенное
людьми, транслируется в следующее воплощение.
Спасение в буддизме предполагает пресечение потока
бесконечных возвращений, выход за пределы неизбывно
тяжкого бытия. В буддизме учение о Реинкарнации, о
"перевоплощении" приобретает облик учения о
"развоплощении" (А.Мень). (Сходство с этой идеей
можно увидеть в образе цыпленка, выбирающегося из
скорлупы своего яйца; все удары изнутри похожи друг
на друга, но лишь последний пробивает оболочку,
отделяющую цыпленка от внешнего мира.)   
    Блаватская сделала особый акцент именно на
индийской версии учения о Реинкарнации.
Реинкарнация трактовалась ею как форма самоспасения мира, как бесконечное развитие каждого человека через различные тела. Благодаря закону возмездия, закону кармы человек в каждом последующем воплощении ("переселении" из тела в тело) отвечает за деяния предыдущей жизни. Реинкарнация в таком контексте — восхождение человеческой души или Сущности Тонкого плана в физическое тело; повторное рождение "отлетевшей" некогда души в новом физическом теле, в новом месте и в новых обстоятельствах жизни. Условия этого рождения определяются законом Кармы. Однажды спустившись в Подзеркалье и попав в сферу воздействия закона Реинкарнации, человеческое существо не может перестать воплощаться до тех пор, пока полностью не исчерпается его Карма уровня физического и эфирного слоев. Выражается это, согласно одной из версий теософского учения о Реинкарнации, в частности, в том, что сама процедура добровольного или насильственного ухода человека из каждой его жизни принципиально схожа: обреченный умирать "от воды" (утонуть либо захлебнуться в собственной ванной) не может погибнуть при пожаре и т.д. Осознав это, человек может очиститься и приблизиться к истинным высотам достоинства своей природы. Учения о Реинкарнации имели практическими следствиями вегетарианство и неприятие кровопролития вкупе с отказом от кровавых жертвоприношений в культовой сфере.



Инкарнация (в эзотеризме) — воплощение души
человека в новом теле (душа, прошедшая очищение в
"Тонких мирах", возрождается в физическом мире для
дальнейшего развития), каждое воплощение в череде воплощений.



Каббала
(ивр. «получение, принятие, предании»)
— эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в
XII веке и получившее распространение в XVI веке. Эзотерическая Каббала представляет собой
традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения.
   Каббала связанна с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.
   Законченное учение было сформировано в Средние
века. Основу каббалы составляют сочинения Йецира,
Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия
Ашкенази, известного под именем Аризаль).
   Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая
рассматривается в качестве глубокого мистического
кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной
всех проблем человечества в целом, и каждого
индивидуума в частности, является несоответствие
законам мироздания. Целью изучения Каббалы является
духовное совершенствование личности, которое
позволит человеку понять свое предназначение в
материальном и духовном мирах.
   Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что кажhttp://yourownway.ucoz.ru/publ/0-0-0-54-13дая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Состояние, в котором достигается цель каждой души, называется «Гмар Тикун» (ивр.) — конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.



Метафизика (др.-греч. Meta a ta physika — «то, что
после физики») — раздел философии, занимающийся
исследованиями первоначальной природы реальности,
мира и бытия как такового.
   Термин "Метафизика" имеет искусственное
происхождение. Александрийский библиотекарь
Андроник Родосский (1 в. до н. э.), стремившийся
расположить произведения Аристотеля в соответствии
с их внутренней содержательной связью, озаглавил
"Meta a ta physika" ("после физики") его книгу о "первых родах сущего". Сам Аристотель называл науку, изложенную в этих книгах, то "первой философией", то "наукой о божестве", то просто "мудростью".
   Этимологическое значение метафизики в ходе
истории значительно менялось. В связи с этим, можно
различать:
   1. Античную (древнюю) метафизику;
Метафизика возникла как основная философская
"наука" о началах всего сущего.
   2. Классическую (эпоха Нового времени)
метафизику;
Метафизика на определённом этапе, на базе
механистического естествознания 17 в., была
переосмыслена как общий антидиалектический
философский метод, исходящий из количественного
понимания развития, отрицающий саморазвитие. Это
переосмысление сочеталось с отрицательным
отношением к Метафизике как философской
спекулятивной науке, которой был противопоставлен
метод точных наук — механики и математики — в
качестве научного образа мышления.
В качестве метода мышления, противоположного
диалектике, Метафизика впервые была истолкована в
идеалистической форме Г. Гегелем.

   3. Современную метафизику.
К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин показали
научную несостоятельность метафизического метода
мышления. Именно в марксизме понятие "Метафизика"
приобрело указанный смысл и в терминологическом
отношении.
    
В современной западной философии термин
"Метафизика" часто употребляется как синоним
философии.

   
О содержании метафизики говорить всегда
затруднительно, потому что термин, проживший более
2.5 тысяч лет оброс столькими значениями, что
невозможно принять какое-то одно из них в качестве
определяющего, и на его основе описать "предмет
метафизики". Разумнее, всё-таки, иметь ввиду
несколько конкурирующих определений.
    Метафизические вопросы: Что есть причина
причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?
Что есть "непосредственное", "наличное"? Где -
буквально или понятийно-топологически - эти начала
располагаются? Отчего они не усматриваются
"просто", что мешает и мешает ли им что-то быть
видимыми "непосредственно", без дополнительных
"операций"? Каковы требования к "операциям",
исполнение которых могло бы гарантировать получение
достоверных ответов на "последние вопросы"? Кто или
что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы
вообще существуют)?



Герметизм — религиозно-философское течение эпохи
эллинизма и поздней античности, носившее
эзотерический характер и сочетавшее элементы
популярной греческой философии, халдейской
астрологии, персидской магии и египетской алхимии.
Согласно общераспространённой легенде
первоисточниками герметизма являются труды,
приписываемые легендарной личности — Гермесу
Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени
которого и происходит название данного религиозно-
философского течения.
   Согласно традиции, герметизм — это учение о
высших законах Природы, подчиняющейся как принципу
причинности, так и принципу аналогии. Сторонники
герметизма считают, что в силу принципа аналогии
понимание той или иной причинной связи может
дополняться магическим воздействием на
действительность собственных желаний адепта тайного
учения.
   Трёхчастная мудрость: Одно из объяснений того,
как Гермес получил своё имя «Трисмегист», т.е.
Трижды величайший, даётся в самой Изумрудной
Скрижали, согласно которому это имя он получил за
своё знание трёх частей вселенской философии.
Существуют различные уровни понимания того, что
имеется в виду под этими «тремя частями».
Применительно к оккультному знанию это выливается в
представление о трёх основных дисциплинах
герметизма: об астрологии, об алхимии и о теургии,
которые соответствуют трём частям макрокосма: миру
физическому, миру астральному и миру духовному, или
трём частям микрокосма (человека): телу, душе и духу.
1. Астрология или Операция Луны. Гермес заявлял,
что эту часть науки о вселенной открыл Заратустра.
Герметической мыслью принимается, что движение
планет оказывает влияние на Землю посредством
символических (архетипических) законов, лежащих по
ту сторону физической реальности. Астрологическая
мудрость состоит в том, чтобы знать о влияниях
планет на Землю и человека, уметь распознавать
неблагоприятные и благоприятные моменты времени и
места, и посредством этого знания управлять
судьбой, избегая опасных ситуаций или используя
астрологические влияния во благо.
2. Алхимия или Операция Солнца, посвящена тайне
трансмутации «свинца» в «золото». Это исследование
спиритуальной составляющей природы (натуры), жизни
материи и её существования через призму мистерий
рождения, смерти и воскресения. Различные стадии
химического превращения, такие как дистилляция и
брожение представляют в алхимии различные аспекты
этих мистерий, и посредством которых возможно
привести тело природы к совершенству. Достижение
этого совершенства и есть Magnum Opus (лат.), т.е.
Большое Делание в алхимии. Следует заметить, что в
отличие от профанной алхимии, алхимия истинная
никогда не впадала в заблуждение по поводу природы
своего свинца и золота. Эти металлы в алхимии суть
аллегории, означающие разные степени просветлённости человеческой души (т.е. его натуры,
его природы).
3. Теургия или Операция звёзд. Существуют два
различных типа магии противоположных друг другу:
Гоетия, чёрная магия черпающая силу из союза со
злыми демонами, и теургия, божественная магия,
черпающая силу из союза с божественными существами (ангелы, архангелы, серафимы...и т.п.). Слово теургия переводится как «Наука или искусство
Божественного Делания» и является практическим
аспектом алхимического искусства. Кроме того,
алхимия видится как ключ к теургии, ведущей к
собеседованию с высшим началом человека (гением),
именуемым так же ангелом хранителем, или иными
словами, ведущей человека к достижению
божественного (космического) сознания.
   Верования герметистов. Герметизм объединяет в
себе пантеизм, монотеизм и политеизм в пределах
собственной системы верований, которая учит, что
существует Единый или Первопричина, частями которой
является всё во вселенной, в том числе и мы сами.
Так же герметизм подписывается под такими
убеждениями, как существование богов, демонов,
элементалей (обитателей первоэлементов) и великих
учителей.
   Большинство верований герметистов вытекает из
семи принципов, дополнительно отметим лишь
представления о реинкарнации, поскольку в
герметизме есть упоминание этого явления: «О сын,
через сколько тел мы должны пройти, через сколько
верениц демонов, через сколько повторений и циклов
звёзд, прежде чем мы устремимся к Единому?»
   Семь принципов герметизма:
Карта таро из колоды Райдера — Уэйта с изображением
мага, символизирующая принцип «То, что находится
внизу, аналогично тому, что находится наверху»
   1. Принцип ментализма, согласно которому
вселенная есть мысленный образ Единого;
   2. Принцип соответствия или аналогии, согласно
которому утверждается аналогия между миром высшим и низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что
находится внизу, аналогично тому, что находится
наверху»;
   3. Принцип вибрации, согласно которому всё
проявленное и что ни существует (материя или
энергия): всё является лишь различными вибрациями
(видоизменениями) Единого Первоначала;
   4. Принцип полярности провозглашает, что всё
имеет свою противоположность; в сущности,
противоположности есть лишь грани чего-то одного,
«две стороны одной медали», которые всегда могут
быть примирены одним парадоксом;
   5. Принцип ритма, утверждающий что всё находится
в непрестанном двустороннем движении: поднимается
вверх и опускается вниз, переходит из одной своей
противоположности в другую;
   6. Принцип Причины и Следствия, согласно
которому всё имеет свою причину и своё следствие,
«случай есть не что иное, как имя закона, который
не распознан»;
   7. Принцип пола, согласно которому все вещи
имеют в себе два начала («пола»), и всякое
творчество есть результат взаимодействия этих двух
начал.



Оккультизм (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование скрытой связи человека с потусторонним миром, недоступных для обычного
человеческого опыта, но доступных для "посвященных", прошедших через особую инициацию и специальную психическую тренировку. При этом цель ритуала посвящения, нередко связанного с психическими потрясениями, переживанием смерти и "нового рождения", усматривается в достижении "высшей ступени" сознания и нового видения мира,
открывающего доступ к т. н. "тайным знаниям" —
воздействию или контролю над скрытыми силами
природы и человека.
   Согласно Папюсу, Оккультизм представляет собой философскую систему, стремящуюся синтезировать знания, добытые науками, с целью установить законы, управляющие всеми явлениями. Он может включать такие предметы, как магия, экстрасенсорное восприятие, астрология, нумерология, хиромантия, спиритуализм, осознанные сновидения и карты таро.
   В этих учениях часто есть сильный религиозный
элемент, и многие оккультисты связывают себя с
такими религиями, как христианство, иудаизм,
одинизм, индуизм, зороастризм, буддизм и ислам.
   В то же время оккультизм совмещает в себе все
тайные знания, привязки к определённой религии
может и не быть.
   Прилагательное «оккультный» часто применяется в общем смысле к тому, что не общепринято среди основных религий.
   В философском плане Оккультизма ближе всего к
гилозоизму и пантеизму, рассматривающим мир как
некий одухотворённый организм, все силы которого
находятся в непрестанном динамическом взаимодействии.

История развития оккультизма.
Объём и содержание понятия Оккультизма, как и его роль, изменялись на протяжении истории; на разных этапах развития культуры он вступал в сложные взаимоотношения с наукой, философией, религией, искусством. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (например, магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 в.), позднее отошли в сферу науки.
Оккультизм и науки.
Оккультизм представляет интерес для исторической психологии и психопатологии, часто отражая такие стороны древнего мировоззрения, которые не находят
отражения в каких-либо др. источниках.
Собрания гороскопов оказались ценным источником для исследования экономической и политической истории.
Особый интерес изучение Оккультизма имеет для
ранней истории естественных наук и медицины;
оккультные учения о всеобщих скрытых связях явлений
и о человеке как микрокосме сыграли в 14—16 вв.
видную роль в развитии наблюдательных и
экспериментальных методов.
Однако большая часть т. н. оккультных явлений отвергается наукой, как не находящая себе места в современной научной картине мира. Антагонизм Оккультзма и науки связан и с тем, что Оккультизм основан на нерасчленённом и иррациональном типе мышления, восходящем к древнему анимизму и магии,не допускающем разделения объективной и субъективной сферы. Оккультизм представляет собой, т. о.,антипод, противоположность научному мышлению.
   В религиях Древнего Востока, античных мистериях
и тайных культах Оккультизм совпадал с эзотеризмом
— сферой тайных знаний, доступных лишь посвященным. С этим связано древнее деление наук на изучающие внешнюю (экзотерическую) и внутреннюю сторону вещей; начатки научных знаний получали при этом сакральный характер (как "тайны природы").
   Впервые в самостоятельную сферу, не связанную
какой-либо религиозной системой, Оккультизм
выделяется
в эпоху поздней античности на базе
эллинистического религиозного синкретизма. В 1—4
вв. в Александрии создаётся обширная оккультная
литература, называющаяся герметической (по имени
легендарного основателя Оккультизма — Гермеса
Трисмегиста, образ которого возник из слияния
образов греческого бога Гермеса — вестника
божественной мудрости — и египетского бога Тота).
Тогда же кодифицируются "герметические науки"
(алхимия и астрология) и появляется теоретические
сочинения Оккультизма — "Изумрудная скрижаль",
формулирующая учение о "соответствиях", всеобщих
таинственных связях всех элементов Вселенной (связи
между планетами, металлами, драгоценными камнями,
растениями и частями человеческого тела).
   Аналогична этому связь между смыслом слова и его
начертанием в Каббале. Представление Оккультизма о
человеке как о микрокосме, воспроизводящем
неисчерпаемое богатство и структуру макрокосма,
легло в основу оккультного учения об аналогии.
Человек и мир взаимно объясняются в Оккультизме друг через друга; человеческие волевые акты рассматриваются как особые природные силы, способные прямо воздействовать на мир.
   С утверждением христианства как господствующей религии Оккультизм, подобно гностицизму, подвергается гонениям и культивируется лишь в тайных еретических учениях.
   Известные возможности для Оккультизма в средние века открывала т. н. белая (т. е. прибегающая лишь к помощи "естественных" сил) магия. Алхимия, перейдя из Египта к арабам, затем проникает в Европу и получает особое развитие в 13—14 вв. Такой же путь проделала и астрология, не имевшая, однако, уже столь широкого распространения, как в поздней Римской империи.
   В эпоху Возрождения Оккультизм способствовал
разрушению средне-вековой картины мира, преодолению умозрительной схоластики и подготовке развития экспериментального естествознания. Александрийский герметизм был воспринят итальянскими гуманистами (М. Фичино, Дж. Бруно и др.) как выражение "истинного" древнейшего знания, перешедшего от Гермеса Трисмегиста к Орфею, Пифагору, Платону и позднейшим неоплатоникам. Распространение каббалы среди гуманистов (И. Рейхлин, Пико делла Мирандола) способствовало неортодоксальному аллегорическому толкованию Священного писания. Предельного развития
Оккультизм эпохи Возрождения достиг у Агриппы
Неттесхеймского, который в сочинении "Оккультная
философия" (1533) стремился к синтезу различных
оккультно-магических учений и к превращению магии в
"естественную" науку, изучающую тайные силы ("симпатии" и "антипатии"), связующие элементы
Вселенной. Центр тяжести переносился при этом на
человека как микрокосм и "узел Вселенной", средоточие материальных и духовных сил; астрология
и магия рассматриваются, т. о., как средство
овладения скрытыми силами природы. Создаётся новая
концепция учёного-мага, управляющего стихиями, что
стимулировало развитие естествознания в 17 в. (ср.
переход от Оккультизма к "естественному" знанию в
итальянской натурфилософии Возрождения — у Дж.
Кардано, Б. Телезио н др.). Ятрохимик и врач 16 в.
Парацельс стал основателем новой, опытной медицины;
он создал "естественную" теорию болезней как
нарушения гармонических связей между микро- и
макрокосмосом и стремился к экспериментальному
обнаружению специфических "чистых" веществ —
посредников между элементами Вселенной и телесными
органами, восстанавливающих нарушенное равновесие.
Значительное распространение символика Оккультизма
получила также в искусстве и литературе позднего
средневековья и Возрождения (Данте, Х. Босх, П.
Брейгель Старший, Джорджоне, А. Дюрер, Ф. Рабле).
   Развитие естественных наук в 17 в. подорвало
веру в Оккультизм и "герметические науки"
. В то же
время получают распространение светские оккультные
общества. Крупнейшее из них — розенкрейцеры, у
которых алхимия и элементы каббалы сочетаются с
социальными проектами (идеи "обновления" земли и
"всеобщей реформы", выраженные на языке
алхимического учения о преобразовании природы и
человека), а "оккультный мистицизм" — с
естественно-научным рационализмом (сочинение
"Химические свадьбы" основателя розенкрейцеров В.
Андре). Учение розенкрейцеров оказало воздействие
на Я. Бёме и Я. А. Коменского. Связь социальной
утопии с эзотерической традицией Оккультизма
прослеживается в "Городе Солнца" Кампанеллы и
"Новой Атлантиде" Ф. Бэкона. Оккультно-
космологическая система Р. Фладда (1574 — 1637),
главы английских розенкрейцеров, легла позднее в
основу шотландского масонства. Последнее
знаменовало уже переход от оккультных к
политическим тайным обществам, хотя переняло многие
символы и ритуалы древнего Оккультизма.
   Основатель "духовидения" Э. Сведенборг (Швеция, 18 в. ) явился предшественником спиритизма (возник в середине 19 в. в США) — первой "массовой" формы Оккультизма, получившей широкое распространение. Увлечение спиритизмом охватило и некоторых учёныхе.
    С конца 19 в., в условиях кризиса традиционных религий, начались попытки создания некой новой
"универсальной" религии на основе объединения
оккультных и религиозно-философских учений самых
разных времён и народов. Такова теософия (основана
Е. Блаватской), претендующая на выявление
"эзотерической квинтэссенции" всех религий,
соединившая элементы спиритизма с различными
доктринами индийской философии. Из теософии выделилась антропософия Р. Штейнера, претендующая на ещё более широкий "оккультный синтез", включающий также элементы немецкого классического идеализма, натурфилософии И. В. Гёте, новое истолкование искусства и ряда наук, собственную систему медицины.
   В середине 20 в. для Западной Европы и США стало характерным распространение массового коммерческого Оккультизма (астрологии, оккультной медицины, мантики), причём сами "маги" выступают в роли дельцов. Среди причин этого явления — растущее отчуждение и механизация жизни, чувство неуверенности, бездуховность "массовой культуры", делающие Оккультизм с его ореолом чего-то таинственного и вместе с тем запретного психологически особенно привлекательным. Новым, более сложным явлением, связанным с усложнением самой науки и кризисом её многих традиционных концепций, был т. н. неооккультизм, или "оккультный авангардизм", органом которого стал основанный в 1956 Ж. Бержье (Франция) журнал "Planete". Это направление Оккультизма стремится найти опору в новейших научных концепциях типа общей теории относительности, теории множеств или общей семантики, трактуемых им как близких Оккультизму (например, физическая теория В. Паули о несиловом взаимодействии частиц привлекается для обоснований учения Оккультизма о соответствиях, установление связей между биологическими и космическими ритмами — для нового обоснования астрологии). Всё это в целом подтверждает положение о том, что Оккультизм получает особое развитие в периоды социальных и культурных кризисов. Социологические аспекты распространения Оккультизма остаются ещё малоизученными.


Источники:
 - Большая советская энциклопедия
 - Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/
 - http://www.inlighten.ru/

Материал упорядочивала и редактировала Amfeiya
Категория: Эзотерика | Добавил: Amfeiya (27.10.2010)
Просмотров: 3154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
300

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 14

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2025