Главная
 
Свой ПутьСуббота, 30.11.2024, 07:06



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню

Форма входа

Категории раздела
Экстрасенсорика, биоэнергетика, парапсихология [1]
Эзотерика [1]
Мистика и магия [1]
Астрология и нумерология [1]
Хиромантия [1]
Алхимия [1]
НЛО, Необычные существа [3]
инопланетяне, бигфут, чупакабра, русалки, оборотни, вампиры, домовые и др.

Поиск

Главная » Статьи » Сверхъестественное » Мистика и магия

Мистика и Магия, термины
Мистика (от греч. mspanos — «скрытый», «тайный») — сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами. Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение)
с Богом и божественными силами, то говорят о религиозной мистике. Оккультизм, гадание и тому подобное относят к нерелигиозной мистике.
 
    Всякая мистика учит, что глубь человека – более чем человеческая, что в ней кроется таинственная связь с Богом и миром.
    Мистическая стихия – духовная, она глубже и изначальнее стихии душевной. Исторически мистическими называли и явления, принадлежащие к астральному плану человека. Мистика не была еще достаточно отделена от магии. Но в строгом,
дифференцированном, абсолютном смысле слова мистикой можно назвать лишь то, что относится к духовному плану. Феномены чисто душевные и астральные не могут быть еще названы мистическими и, вернее, могут быть названы магическими.




Магия (лат. magia, от греч. mageia), колдовство, чародейство, волшебство, - обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путём воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов.
   Сам термин «магия» имеет античные корни; он происходит от греческого названия зороастрийских жрецов. В средневековой литературе часто использовался латинский термин «Ars magica».

   Магия, как и другие явления первобытной религии, возникла в древнейшую эпоху, когда человек был бессилен в борьбе с природой.
   Магические обряды, распространённые у всех народов мира, чрезвычайно разнообразны. Общеизвестны, например, "порча" или "лечение" заговорённым питьем, обрядовое обмывание, помазание священным маслом, ношение талисманов и пр. Широко были распространены магические обряды при начале пахоты, сева, уборки урожая, для вызывания дождя, для обеспечения удачи на охоте, войне и т.д. Нередко магические обряды сочетают в себе несколько видов магических приёмов, в том числе заклинание (заговор).
Происхождение каждого из видов Магии тесно связано с конкретными условиями практической деятельности людей.
   В классовом обществе магические обряды отступают на второй план перед более сложными формами религии, с молитвами и умилостивительным культом высших богов. Однако и здесь Магия сохраняется как важная составная часть многих обрядов всякой религии, не исключая и самых сложных — христианства, ислама, буддизма и др. Так, в христианстве важную роль играют магические обряды
(миропомазание, соборование, паломничество к "святым" целебным источникам и другие), Магия погоды и плодородия (молебны о дожде, благословение урожая и др.).

    Существовало деление Магии на
 - чёрную (обращение к злым духам)
 - и белую (обращение к чистым духам — ангелам, святым).

    Магическое восприятие мира, в частности представление о всеобщем подобии и взаимодействии всех вещей, легло в основу древнейших натурфилософских учений и разнообразных "тайных наук", получивших распространение в позднеантичную и средневековую эпоху (например, алхимия, астрология и др.). Зачатки опытного естествознания в это время развивались ещё, в значительной мере, в тесной связи с Магией, что находит отражение во многих работах учёных эпохи Возрождения (Дж. Делла Порта, Дж.
Кардано, Парацельс и др.). Лишь с дальнейшим развитием науки произошло преодоление в ней элементов Магии. (см. также Оккультизм) 

    Дж. Фрезер в своём классическом труде «Золотая ветвь» разделяет магию на гомеопатическую и контагиозную, в основе своей имеющих свойства магического мышления первобытного человека.
1. Гомеопатическая (имитативная) магия руководствуется принципом подобия и сходства, «подобное производит подобное». В качестве примера можно привести известные практики магии Вуду, в
которых поражение куклы, символизирующей объект, должно было нанести вред самому объекту.
2. Контагиозная магия исходит из идеи сохранения связи между предметами, когда-либо соприкасавшимися и возможности воздействия на один посредством другого. Ярким примером этой идеи могут служить верования, регламентирующие методы уничтожения отстриженных волос и ногтей (сожжение, закапывание и т. д.), присутствующие во многих культурах мира. Эти, а также ряд других явлений объединяются общим понятием симпатическая магия.

    В Европе и Северной Америке по мере превращения магии в учение (группу учений) или квазинаучную дисциплину, появилось множество определений, сформулированных практикующими. Так, например:
    * Элифас Леви пишет, что магия это «традиционная наука о секретах природы».
    * По Папюсу магия — это «применение динамизированной человеческой воли к быстрому развитию сил природы».
    * Карлос Кастанеда использовал термин «магия» для описания способа реализации возможностей человека, касающихся природы восприятия.
    Религиозный философ Н. А. Бердяев так определял представления о магии, которые он наблюдал среди оккультистов: «Магия есть господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира». «Магия есть действие над
природой и власть над природой через познание тайн природы.





Спиритизм (от лат. spiritus -душа, дух, синоним - спиритология) - христианская философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком.
   В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом — с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой — так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова.


Спиритуализм (от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух) — религиозно-философское течение, в основе которого — вера в реальность посмертной жизни и возможность общения с духами умерших посредством медиумов.
   При том, что теория и практика общения с духами существовала с далекой древности (о чем можно судить хотя бы по некоторым библейским сюжетам) последователи спиритуализма считают датой рождения движения 31 марта 1848 года, когда появилось первое
сообщение о том, что сёстры Кейт и Маргарет Фокс из Гайдсвилля, штат Нью-Йорк, вступили в общение с духом торговца-разносчика, якобы убитого бывшими владельцами дома и захороненного в подвале (в 1904 году под развалинами дома были действительно найдены человеческие останки).

   Культовая практика спиритуализма cостоит из коллективных и индивидуальных спиритических сеансов, целью которых являются вызов духов умерших людей и общение с ними.
   Основные положения спиритуализма cодержатся в «Декларации принципов», принятой в
1899 «Национальной ассоциацией спиритуалистских церквей», созданной в 1893 году в Чикаго, которая насчитывала (по данным на конец XIX века) около 20 тысяч членов. Согласно этой декларации, спиритуалисты верят в безличный бесконечный разум,
вездесущий и всемогущий, выражением которого на Земле является духовная и материальная природа человеческого бытия.
   В спиритуализме признаётся бессмертие человеческой души и её способность нести воздаяние за добрые и злые дела, при этом допускается теория происхождения человека из низших форм жизни. Целью жизни каждого человека объявляется разжигание в его
душе «божественной искры» путём получения из духовного мира великих откровений. В получении откровений от духов, по мнению сектантов, и заложен высший смысл спиритуализма.
   Большие споры, из-за которых и произошли многие из расколов, вызвали положение о реинкарнации и вопрос об отношении спиритуализма к христианству. Часть сект, включая Национальную спиритуалистскую ассоциацию церквей, заявила о своей полной
несовместимости с христианством и отвергла все христианские догматы, другие же группы, наоборот, подчёркивали свою христианскую сущность и пытались доказать свою согласованность с христианством ссылками на некоторые места Библии. Подобным же образом одни из сект признают положение о реинкарнации, другие же его отвергают.
По различным оценкам в мире насчитывается около 20 миллионов последователей cпиритуализма.


Медиум — чувствительное физическое лицо, которое, как считают последователи спиритуализма, служит связующим звеном между двумя мирами: материальным и духовным. Практика медиумизма используется также в спиритизме, кандомбле, умбанда и других
эзотерических традициях.

Разновидности медиумизма
Различают два основных вида медиумизма:
1. ментальный (трансовый),
2. физический.

Ментальный медиумизм
   Ментальный медиумизм подразумевает возможность общениями духов и медиума посредством телепатии. При этом медиум «слышит», «видит» или «чувствует» информацию, которая передается ему духом-посредником и в свою очередь передает её присутствующим (которых именуют «заседающими» — «sitters»). К числу их способностей, требующихся для осуществления ментального медиумизма относятся ясновидение (сlairvoyance; как правило, подразумевает наличие «внутреннего зрения»), «яснослышание» (сlairaudience) и «ясночувствование» (сlairsentience). Последнее является наиболее распространённой формой медиумизма: принято считать, что с него начинается развитие «психических» способностей. Наиболее распространёнными разновидностями ментального медиумизма являются «прямой голос» (или «речевой медиумизм») и автоматическое письмо.
   Речевой медиумизм. Последователи спиритуализма считают, что явление речевого медиумизма (другое его название — «прямой голос»: «direct voice») известно с древности. В доказательство тому они приводят «демона», с которым общался Сократ (Ф. У. Майерс называл эту сущность «глубинным пластом самой мудрости», который «общался с поверхностным пластом разума»), «голоса» Жанны д’Арк.
Пионером современного речевого медиумизма считается Джонатан Кунз, фермер из Огайо, который в своем домике начиная с 1852 года якобы получал сообщения, используя из оловянный мегафон, откуда исходили «голоса». Похожие явления (если верить, в частности, профессору Мэйпсу) происходили на сеансах братьев Давенпорт, причем биограф последних Р. Купер утверждал, что голос «Джона Кинга» он нередко слышал и вне комнаты, в дневное время, когда прогуливался с братьями по улице. О том, что в
присутствии Мэри Маршалл (первого публичного медиума Британии), также звучали голоса Джона Кинга и других духов, свидетельствовал, в частности, доктор У. Г. Харрисон, редактор журнала «Спиритуалист». Каждый раз скептики в подобных случаях
подозревали медиумов в чревовещании. Чтобы исключить подобные подозрения, Д. Д. Хьюм пытался сам говорить, когда «вещали» духи, утверждая, что «говорить и чревовещать одновременно — невозможно», и делал это убедительно.
А. Конан Дойль (утверждавший, что неоднократно слышал на сеансах несколько голосов одновременно), в числе современных речевых медиумов Великобритании упоминал Робертс Джонсон, Бланш Купер, Джона К.Слоана, Уильяма Феникса, миссис Дансмор, Ивена
Пауэлла.

Физический медиумизм
   Физический медиумизм в спиритуализме подразумевает энергетический контакт «духа» с миром живущих посредством медиума, в результате чего последний демонстрирует различные паранормальные явления: материализацию, аппорты, психокинез, левитацию и т. д.

   К числу граничных медиумических явлений, сочетающих в себе признаки как ментального, так и физического медиумизма, относится, в частности, феномен «спиритической фотографии» - Фотографический медиумизм.
В 1861 году гравёр Уильям Г. Мамлер из Бостона выставил на обозрение фотографии, которые, как он утверждал, помимо его воли содержали в себе нечто, явившееся из потустороннего мира. Феномен вскоре обрёл популярность и стал известен как
«спиритическая фотография». Мамлер утверждал, что поначалу это происходило у него непроизвольно: он просто обнаруживал на своих пластинках «двойников» живых людей и какие-то загадочные фигуры, совершенно видеть их там не желая.
По его стопам в Британии пошёл Томас Слейтер, причем (если верить некоторым последователям спиритуализма) его участие было предсказано в 1856
году на сеансе, который Слейтер проводил в Лондоне с лордом Бругемом и Робертом Д. Оуэном. Ряд исследователей удостоверили подлинность фотографий: в их числе был натуралист сэр Альфред Рассел Уоллес, который писал в книге «О чудесах и современном спиритуализме»:
« Первым и несомненным успехом было появление изображения двух голов на обратной стороне фотографической пластинки с портретом его сестры. Одна из этих голов, вне всякого сомнения, принадлежала лорду Бругему; другая, менее чёткая, изображала Роберта Оуэна, с которым мистер Слэйтер общался лично до самого момента его смерти.А. Р. Уоллес».
По словам А. Конан Дойля, начиная с 1861 года появилось около 30 признанных медиумов психической фотографии, в том числе Хоуп, Хадсон, Паркес, Уайли, Бюге, Бурнель и Дюгид.
Впоследствии, однако, стали появляться сообщения о том, что Мамлер занялся производством подделок, что значительно подпортило его репутацию и даже в какой-то момент стоило ему свободы. Мамлер,
скончавшийся в полной нищете в 1884 году, описал свою карьеру в книге «Личные опыты Уильяма Г. Мамлера в фотографировании духов», экземпляр которой хранится в Британском музее.



Привидение, или призрак — нечто, что привиделось; образ (обычно, визуальный), имеющий вид человека, животного или неодушевлённого предмета, но не являющийся данным объектом и наделённый свойствами, не присущими ни человеку, ни животному,
ни этому предмету, изображение без материального носителя.

Понятие «привидение» обобщает целый класс явлений, имеющих, по всей видимости, различное происхождение. Его употребляют в случаях наблюдения следующих феноменов:
    * Фигуры человека, возможно, напоминающую умершего, способную летать, проходить сквозь стены, внезапно появляться и исчезать на глазах очевидца.
    * Некоторых неопознанных существ (см. статью «Криптозоология»), имеющих сходство с человеком, но по анатомическому строению или по возможностям от него отличных (Джек-прыгун, Человек-мотылёк).
    * Наблюдаемых в воздухе человеческих лиц или других частей тела (феномен чёрных рук).
    * Призрачных зверей (мангуст Джеф, призрачные собаки) или призрачных транспортных средств (автобусы, самолёты, поезда, «Летучий голландец»).
    * Небольших неопознанных летающих объектов в виде огоньков либо маленьких облачков, наблюдаемых поблизости от очевидца.
    * Появляющихся на фото при его проявке объектов, которых не было в момент фотографирования. На фото могут проявиться человеческие лица, непонятные тени, светящиеся облачка, огоньки, нити, висящие в воздухе, и т. п.
   Помимо прочего с призраками связывают свидетельства о странных звуках и явление полтергейста, а также необъяснимое воздействие, осязаемое свидетелем. Иногда сообщения утверждают, что появление призрака сопровождается резким изменением температуры воздуха (внезапный беспричинный холод), неприятными запахами (сера, миазмы), беспокойством домашних животных,
нарушениями в работе электронного оборудования.

Объяснения
1. Естественные
Наука не признаёт существование сверхъестественных явлений, к числу которых относят и «классических» привидений. Конкретные случаи объясняются, в зависимости от конкретных особенностей, теми или иными естественными причинами, наиболее часто — одной или несколькими из следующих:
  - Галлюцинации (образ, возникающий в сознании, без внешнего раздражителя. Он возникает при сильной усталости и (или) использовании определённых веществ, а также при болезненных состояниях).
  - Иллюзии, связанные с особенностями освещения, непривычными сочетаниями визуальных образов, наблюдением объектов, ранее не виденных в данном ракурсе и так далее. Хорошо известно, что в облаках, клубах дыма, кляксах на бумаге, трещинах в камне
человек может увидеть изображения предметов. Характерной особенностью подобных иллюзий является то, что при неизменности наблюдаемой картины иллюзия, однажды возникнув, впоследствии возникает гораздо легче. Человек, увидевший на потрескавшейся
штукатурке стены лик божества, впоследствии будет видеть его совершенно отчётливо. В отличие от галлюцинаций, оптические иллюзии могут фиксироваться техническими средствами.
  - Миражи — их можно рассматривать как частный случай иллюзий, с той разницей, что наблюдаемый очевидцем объект реален, но его изображение за счёт тех или иных оптических эффектов «транслируется» туда, где наблюдение самого объекта в обычных
условиях невозможно. Мираж также можно зафиксировать техническими средствами, как таковой он вполне реален, хотя изображение реального объекта может быть искажено, что создаёт трудности в идентификации миража и изображаемого им объекта.
  - Дефекты фотоплёнки, аппаратуры, блики и тому подобные артефакты
  - Сознательные мистификации.
  - Легенды. Сообщение о привидении может сложиться в социуме самопроизвольно. Механизмы появления устойчивых легенд, слухов, сказок исследовались психологами многократно. Например, легенда о появлении призрака может стать результатом многократной передачи сообщения о каком-либо реальном, зачастую вовсе не загадочном событии, от человека к человеку по механизму «испорченного телефона»

2. Сверхъестественные и паранаучные
Парапсихология (следуя теории Карла Густава Юнга) считает привидения продуктом (как сознательной, так и бессознательной) деятельности человеческого разума, индивидуального или коллективного. При этом она проводит чёткое разграничение между понятиями «привидение» и «видение».
    Видение (англ. apparition) не привязано к месту и является обычно с определённой целью: сообщить о смерти близкого человека, предупредить об опасности, доставить сигнальную просьбу о помощи. Видение всегда «человечно», оно неспособно нас  испугать. 
   Привидение (ghost) — нечто не от мира сего. При встрече с ним мы ощущаем замогильный холод, сердце нам сковывает ужас: если видение несет в себе искорку жизни, то привидение — движущаяся оболочка… Самое страшное в призраке — это его
подчиненность какой-то неясной цели: не частица отколовшейся человеческой психики оживляет его, но некая безжизненная идея-фикс. — Нандор Фодор, «Меж двух миров» (1964)

Варианты объяснений феномена привидений с этой точки зрения многочисленны, хотя ни одно из них не делает даже попытки обосновать физическую природу привидений и описать механизм их появления и существования:
  - Умершие. С этой точки зрения привидение — это человек, который после смерти всё ещё остаётся привлечённым материальным миром и держится поблизости от него в своём, как считается, эфирном теле. Причины такого состояния различны. Очень часто
человек просто отказывается признавать факт собственной смерти (или действительно даже не подразумевают об этом — при внезапных смертях) и продолжает жить в обычной для него обстановке, будто бы ничего не случилось. В других случаях он не может свыкнуться с мыслью о расставании с предметом, событиями и привычками, сопровождавшими его при жизни. В редких случаях покойник понимает, что произошло и хочет изменить ситуацию, но совершенно не знает как это сделать, поэтому он решает «подождать» в ожидании чего-то или кого-то.
  - Послание от умирающих. Есть гипотеза, что в экстремальных ситуациях человек испускает телепатический сигнал. Этот сигнал воспринимается очевидцем как зрительный образ. Эта гипотеза, как и предыдущая, не объясняет, каким образом привидения
запечатлеваются на фотографиях.
  - Пришельцы из космоса или из параллельного мира, «энергетические субстанции» и прочее. Предполагается, что наблюдаются реальные, не сверхъестественные, объекты, природа которых неизвестна науке, либо образы реальных людей, животных, предметов, находящихся в параллельной реальности, в прошлом или в будущем.
  - В православной традиции призраки иногда отождествляются с демонами.
  - It/Id (в терминологии Гроддека и Фрейда соответственно). Осколок психики, обретающий самосознание, вырывающийся за пределы оболочки и наказывающий за что-то её носителя. Привидение-It нередко принимает форму животного (в частности, тигра, как в неоднократно описывавшемся случае с миссис Форбс), иногда вызывает на теле жертвы царапины, раны и стигматы; может толкать жертву — либо к убийству (лица, виновного в изначальной психической травме), либо к самоубийству.
  - Элемент наследственности (Family Gestalt). Призрак, порожденный родовым или семейным самовнушением: психическая формация, выстроенная многими поколениями, отделяется от основного массива и, обретая жизнь, поселяется в особняке или замке. Чем
древнее род, тем «телеснее» призрак. Последний постоянно требует к себе внимания, подпитываясь им: в противном случае, чахнет и исчезает.
  - Исторический «фильм». Cвоего рода коллективное воспоминание, часть того, что именовалось в средние века Планетарным Разумом. Исторические видения возникают на местах сражений (а иногда и отдельных злодейств) и напоминают трехмерный озвученный фильм. Персонажи представлений такого рода действуют автоматически, хотя, как ни странно, реагируют на материальный мир.
  - Шизофреническая психопроекция. Может проявлять себя как разновидность полтергейста. Психопроекция мазохистского типа проявляется в приступах удушья, акрофагии (вздутии тела), появлении на коже стигматических знаков. Особый пример психопроекции — дух-посредник (spirit-guide), помогающий медиумам-спиритам общаться с потусторонним миром.
  - Астральный двойник. Самый известный случай такого рода — страдания Г. Р. С. Миэда: учёный-гностик постоянно пребывал в состоянии жестокой борьбы на астральном уровне с двойниками своих живых недругов.
  - Элемент дежавю — по некоторым сообщениям, состояние дежавю, испытываемое человеком, может сопровождаться появлением его призрака в местах, которые он якобы вспоминает.




Источники:
 - http://ru.wikipedia.org/
 - большая советская энциклопедия

Материал обработала Amfeiya
Категория: Мистика и магия | Добавил: Amfeiya (31.10.2010)
Просмотров: 2158 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
300

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 14

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024